ИИ в образовании: друг или враг? Развенчиваем мифы
Массовое распространение ChatGPT в конце 2022 года запустило дискуссию о применении искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах, включая систему образования. Учёные из России и Китая собрались в Институте образования НИУ ВШЭ, чтобы поделиться результатами эмпирических исследований и ответить на вопросы преподавателей, родителей и обучающихся.
Поскольку большинство вопросов об ИИ возникают из страхов, давайте начнём с развенчания мифов.
Миф: ИИ может выполнять все задачи учителей и в итоге их заменит.
Реальность: Дмитрий Сошников, доцент НИУ ВШЭ и МАИ, подчеркнул потенциал ИИ как помощника, а не конкурента педагогов. ИИ станет “вторым пилотом” для учителей, с его помощью они будут черпать вдохновение для творческих заданий и получать помощь в мозговых штурмах. Это позволит сократить затраты ресурсов на выполнение рутинных задач и выделить больше времени на общение с учениками. Кроме того, в основе образования лежит человеческое взаимодействие, эмпатия и личное участие, для которых очень важен человек.
Миф: Большинство студентов используют ChatGPT для списывания.
Реальность: Кирилл Баранников, руководитель направления по работе с вузами в Яндекс Образовании, отметил, что списывание – не новое явление в университетской жизни, оно происходит независимо от наличия у студентов инструментов ИИ. Студенты используют технологии GPT в самых разных целях. Например, исследование, проведенное в Германии за последние два года с участием более 8000 человек, показало, что студенты в основном используют генеративные технологии, чтобы понять какой-то концепт или понятия, для перевода и обобщения материала, и реже – для генерации текста и его форматирования.
Миф: Разработка ИИ – задача крупных корпораций.
Реальность: Назир Джогезай, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании Института Образования НИУ ВШЭ, отметил, что все заинтересованные стороны, включая университеты, корпорации и правительство, должны совместно вносить свой вклад в разработку ИИ. Например, крупные компании или правительства лучше справятся с разработкой больших языковых моделей с нуля; университеты не могут сделать это самостоятельно, но могут внести свой вклад через исследования, подготовку кадров и популяризацию новой технологии.
Миф: ИИ приносит только пользу и не несёт никаких рисков.
Реальность: Бо Цзян, заместитель директора Лаборатории искусственного интеллекта в образовании Восточно-китайского педагогического университета и разработчик образовательной модели на основе ИИ “EduChat”, объяснил, что применение ИИ несёт в себе и достоинства, и недостатки. Философия Инь-Ян утверждает, что все вещи существуют как неразделимые и противоречивые противоположности. Этот принцип можно применить и к контексту использования ИИ: люди должны найти баланс между желаемыми и негативными последствиями нового феномена.
На основе комментариев экспертов можно дать следующие советы по адаптации педагогов в ИИ-мире:
- Больше обсуждайте внедрение ИИ в образование, чтобы преодолеть страхи. Диалог и открытость устранят мифы и будут способствовать распространению знаний.
- Постоянно повышайте свою грамотность в области ИИ. Хотя на первый взгляд ChatGPT и другие инструменты генеративного ИИ могут показаться простыми, для их эффективного использования требуется понимание технологий ИИ. Например, полезным может оказаться прохождение курса по промпт-инжинирингу.
- Сотрудничайте с теми, кто обладает опытом в области ИИ. Учитель может попросить учеников поделиться своим опытом использования ИИ или обратиться за помощью к Edtech-компаниям и школьным сообществам. Будет здорово, если в образовательной организации будет создана техническая команда, у которой каждый сотрудник сможет получить поддержку в освоении ИИ.
- Объясните ученикам, что неэтичное использование ИИ, например, списывание, не в их интересах и негативно скажется на их обучении и приобретении навыков.
Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ и модератор дискуссии, резюмировал, что уже сегодня есть доказательства потенциала ИИ для повышения качества и доступности образования. В то же время результаты исследований приводят нас к новым вопросам, показывая, что впереди ещё долгий путь. Поэтому наша главная обязанность как педагогов, учащихся и лиц, принимающих решения – продолжать учиться и развиваться в ходе этой масштабной эволюции, которую будущие поколения, вероятно, признают поворотным пунктом в истории человечества. Для успешного развития образовательных систем в современном мире необходимы совместные междисциплинарные усилия. Институт образования НИУ ВШЭ приглашает к сотрудничеству в этой области.
Запись дискуссии: Искусственный интеллект в образовании: взгляд из России и Китая
Авторы: Хуссейн Аль Сафи – студент магистерской программы “UX-аналитика и проектирование информационных систем” НИУ ВШЭ.
Анастасия Андреева – и.о. заведующей Лаборатории инновации в образовании Института Образования НИУ ВШЭ.
Прочтите также:
- Никита Анисимов: «Высшая школа экономики повышает качество высшего образования по всей стране»
- В НИУ ВШЭ обсудят эффекты от реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»
- Круглый стол «Жилищное строительство и рынок жилья: качество, объем, стоимость как условия развития»
- «Рутинную работу должен взять на себя робот»
- Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего