Лизинг грузового и легкового транспорта: итоги трех кварталов от Альфа-Лизинга
ГК Альфа-Лизинг выяснила, как изменился спрос на разные типы автомобилей среди российских компаний. Так, по результатам первых трех кварталов, компания зафиксировала динамичный рост спроса в сегменте легкового транспорта – на 26% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Одним из ключевых трендов текущего года стала продолжающаяся экспансия китайских брендов на рынке коммерческого транспорта.
По данным Альфа-Лизинга, по итогам первых трех кварталов 2024 года объем реализации легкового коммерческого транспорта вырос на 26%. В сегменте грузовых авто динамика отличается – объем лизинговых продаж сократился на 39%. Также по итогам 2024 года значительно выросло число сделок с МСБ – если в 2023 году на них приходилось 74% клиентов Альфа-Лизинга, то в 2024 этот показатель увеличился почти до 79%.
В общем объеме лизинговых сделок с начала года 15% (21% в 2023 году) приходится на авто с пробегом. Преимущественно такая динамика обеспечена за счет сделок с грузовым транспортом – в этом сегменте доля транспорта с пробегом 78% (почти 80% в 2023 году).
Устойчивым трендом на рынке лизинга является рост популярности китайских брендов коммерческого транспорта. Так, по итогам первых трех кварталов доля китайских марок в общем объеме лизинговых сделок Альфа-Лизинга составила почти 60%. Это на 13 п.п. больше, чем в прошлом году (47%). В сегменте легкового транспорта этот показатель составляет также 60% (47% в прошлом году), в сегменте грузового транспорта – 50% (48% в прошлом году).
Лидерами продаж в сегменте грузового транспорта в 2024 году стали:
1. Грузовики Shacman – 13% сделок (аналогично в 2023 году)
2. Грузовики SITRAK – 11% сделок (аналогично в 2023 году)
3. Грузовики FAW – 8% сделок (вытеснил из топ-3 отечественный КАМАЗ).
В разрезе продаж новой грузовой техники показатели аналогичны. При этом, в сегменте грузовиков с пробегом лидируют отечественный КАМАЗ (12% сделок с техникой с пробегом), Shacman (10%) и Mercedes Benz (6.5%). В прошлом году в топ-3, помимо КАМАЗА, входили грузовики Volvo и MAN.
Лидерами продаж в сегменте легкового транспорта в 2024 году стали:
1. LADA – 25% сделок (1 место по продажам в 2023 году)
2. Geely – 18% сделок (вытеснил из топ-3 бренд Chery)
3. Haval – 18% сделок (не было в топе по продажам в 2023 году).
В разрезе продаж новой легковой техники показатели аналогичны. При этом, в сегменте легкового транспорта с пробегом лидируют европейские и корейские бренды: Skoda (14% сделок с техникой с пробегом), Kia (13%) и Volkswagen (13%). В прошлом году ТОП-3 выглядел почти аналогично.
«По итогам трех кварталов динамика лизингового рынка была достаточно позитивной. Спад продаж в сегменте грузового транспорта обусловлен сразу несколькими факторами – это и повышение ключевой ставки, и индексация утильсбора. При этом, сегмент легкового коммерческого транспорта растет динамичными темпами. По нашим оценкам, существенного изменения структуры рынка ожидать не стоит, объемы продаж сохранятся на текущем уровне, продолжит расти доля китайских брендов. Главной позитивной тенденцией можно назвать увеличение доли продаж нового транспорта, которое приведет к обновлению коммерческих автопарков», – рассказала Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг.