Средняя стоимость машино-мест в Москве превысила 3 млн рублей
Средняя стоимость предложения машино-места в новостройках Москвы[1] в сентябре 2024 года достигла 3,07 млн рублей, подсчитали аналитики компании «Метриум». С начала года клиенты первичного рынка «старой» Москвы приобрели 11,3 тысяч машино-мест по ДДУ. За год спрос вырос на 29%, но за минувшие три года, напротив, сократился на 12%.
По данным «Метриум», на первичном рынке «старой» Москвы сегодня представлено 11 660 машино-мест[2]. За год этот показатель сократился на 24%, за три года – на 20%. То есть в последние годы наблюдались колебания числа машино-мест в продаже, а сейчас показатель оказался минимальным с 2021 года.
Доля машино-мест в новостройках массового сегмента составляет 29% (3 360 шт.), бизнес-класса – 61% (7 178 шт.), премиум-класса – 10% (1 122 шт.). Парковочные места в комплексах элитного сегмента не учтены в структуре экспозиции, так как информация о них, как правило, предоставляется по индивидуальному запросу.
Средняя стоимость предложения машино-мест на первичном рынке «старой» Москвы (без учета элитного сегмента) по итогам III квартала 2024 года достигла 3,07 млн рублей. За год этот показатель вырос на 5%, за минувшие три года – на 39%. В свою очередь, стоимость квартир и апартаментов в новостройках «старой» Москвы (без учета элитного сегмента) за год выросла на 13%, за три года – на 24%. То есть стоимость парковочных мест растет опережающими темпами. В разрезе сегментов средняя стоимость машино-мест сегодня выглядит следующим образом: в массовом – 2,36 млн рублей, бизнес-классе – 3,31 млн рублей, премиум-классе – 3,73 млн рублей.
«Средняя стоимость машино-мест в элитном классе составляет 12,5 млн рублей, в делюкс-классе – 18,7 млн рублей, – рассказывает Екатерина Борисова, директор по девелопменту компании Rariteco (девелопер делюкс-квартала «Золотой квартал» / Quartier d’Or). – В таких паркингах зачастую предусмотрена расширенная площадь для нестандартных габаритов (свыше 20 кв. м), увеличенная дистанция между местами, «умная» видеосистема распознавания номеров и безопасности, системы вентиляции, обеззараживания воздуха и температурного контроля. Кроме того, элитные и делюкс-проекты сконцентрированы в основном в ЦАО, где наиболее остро в Москве стоит проблема дефицита парковочных мест».
По подсчетам аналитиков «Метриум», клиенты первичного рынка «старой» Москвы за минувший год приобрели 15 512 машино-мест по ДДУ. Для сравнения, за этот же период (с октября 2023 г. по сентябрь 2024 г.) совершена 68 195 сделка по ДДУ с квартирами и апартаментами. В разрезе сегментов спрос на машино-места за прошедшие 12 месяцев выглядит следующим образом: в массовом сегменте совершено 4 599 сделок, в бизнес-классе – 8 188, в премиум-классе – 2 385, в элитном сегменте – 340.
«По статистике, в новостройках «старой» Москвы на 4-5 сделок по покупке квартир на ранних этапах реализации приходится одно приобретенное машино-место, – комментирует Олег Колченко, акционер, управляющий партнёр ГК «Основа». – Дело в том, что спрос на машино-места не синхронен со спросом на жилье. Во-первых, часто девелоперы открывают продажи машино-мест на более поздних этапах реализации проектов. Во-вторых, клиенты, вносящие первоначальный взнос за ипотеку, как правило, переносят покупку парковочного места на 1-2 года. Тем не менее, спрос на машино-места в большинстве сегментов стабилен. На семью приходится в среднем одна машина, и оставлять ее жители предпочитают в отапливаемом и охраняемом паркинге».
«Власти столицы хотят снизить коэффициент обеспеченности жилых комплексов машино-местами, объясняя это желанием «пересадить» москвичей на общественный транспорт, – говорит Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – В связи с этим комитет по архитектуре и градостроительству Москвы подготовил проект постановления о сокращении минимального числа парковочных мест в ЖК мегаполиса. Текущий минимальный целевой норматив обеспеченности москвичей машино-местами составляет 350 единиц на тысячу квартир. Как правило, он соблюдается и даже перевыполняется. Теперь показатель планируется снизить до 257 парковочных мест.
На мой взгляд, возможностью уменьшить парковочные пространства воспользуются только девелоперы проектов массового сегмента. Застройщикам жилья бизнес- и премиум-класса невыгодно сокращать коэффициент обеспеченности комплексов машино-местами, так как это важное конкурентное преимущество. Более того, даже количества парковочных мест сверх норматива зачастую не хватает на всех жителей. Низкий коэффициент обеспеченности собственников парковочным пространством делает его покупку выгодной для инвесторов. Как правило, клиенты задумываются о приобретении машино-мест после окончания ремонта, что означает снижение нагрузки на семейный бюджет. Следовательно, можно рассчитывать на выгодную перепродажу объектов. Кроме того, перспективным выглядит арендный бизнес. Но основное преимущество этого вида инвестиций – низкий порог входа».
[1] Без учета элитных проектов, информация о которых предоставляется по запросу.
[2] Учтены парковочные места площадью от 13,25 кв. м до 22,5 кв. м, в соответствии с нормативом, признанным Приказом Министерства экономического развития.